Вчительський Журнал он-лайн

 
Географія

Открытый урок по географии для 9 класса по теме : « Химическая промышленность Украины»

Друк

 

Тема : « Химическая промышленность Украины».

Цель урока : изучить особенности отраслевого состава химической промышленности в период НТР , принципы размещения и основные центры по территории Украины , сформировать новые понятия для учащихся как основная химия , «полимеры» , «химия органического синтеза» , обсудить альтернативные виды топлива как сланцевый газ , определить проблемы и перспективы развития отрасли .

Оборудование : экономическая карта Украины , магнитная карта с набором необходимых значков ,ученики , таблица «Межотраслевые связи химической промышленности» , атласы , документальный фильм «Последствия добычи сланцевого газа».

Тип урока : комбинированный

Ход урока :

І. Географический калейдоскоп- обзор новостей в Украине и в мире за последнюю неделю. ( готовят по очереди учащиеся - 90 секунд сообщение )

ІІ. Мотивация учебной деятельности .

Учитель. Вряд ли кого-то из нас надо убеждать в том , что везде и всегда – на работе и дома , в городе и в деревне - повсюду нас окружает химия и рожденные ею вещества и материалы. Со дня своего рождения , еще не осознавая этого , человек вступает в общение с ней – яркие игрушки , у школьника - портфель , пенал, ручка и линейка , баскетбольный мяч и настольная лампа .

И , сегодня . эта всесильная химия , которую можно назвать мастерицей на все руки , будет темой нашего урока . ІІІ. Но это будет немного позже. А пока мы можем повторить и закрепить материал , который изучали на прошлых уроках .

На доске слова из серии « Что это? Кто это ? Где это ?»

Шлак , глинозем , уран , Антонов , шахта ,каскад , « Провиданс» ,

стан , ТЭЦ . ( обдумывает варианты ответов первый ряд )

( один ученик на магнитной карте обозначает центры транспортного машиностроения )

Для остальных учащихся разминка в виде игры « Третий лишний» :

  1. Сталь , цинк , алюминий ( ответ : сталь , так как это черный металл )

  2. Мартен , кислородно – конверторный , доменный ( ответ : доменный , так как там выплавляется чугун )

  3. Цинк , латунь . медь ( латунь - это сплав )

  4. Каховская , Киевская , Углегорская ( Углегорская - это ТЭС )

  5. Николаев , Мариуполь , Киев ( 1. Мариуполь – здесь нет судостроения . 2. Киев - не является портом

Устно : а) Какие формы организации производства характерны для машиностроения ?

б) Можно ли назвать машиностроение двигателем научно – технического прогресса ?

в) Какая продукция машиностроения определяет лицо Украины в Европе и в мире ?

На доске города : Борислав

Шебелинка

Антрацит

Кременчуг

Лисичанск

Краматорск

Задание : (учащиеся расставляют только цифры напротив слов )

  1. Крупный нефтеперерабатывающий завод на востоке Украины.

  2. Крупный центр тяжелого машиностроения .

  3. Месторождение газа в Украине .

  4. Месторождение железных руд и центр транспортного машиностроения.

  5. Месторождение нефти в Украине.

  6. Город- один из центров угольной промышленности.

ІV . Изучение нового материала .

Учитель: Верите вы или нет ?

-что в эпоху НТР продукция хим. пром-и используется во всех областях ?

- что хим. пром-ть использует в основном возобновляемые ресурсы ?

- что химия создает вещества . которых нет в природе ?

- что продукция хим. пром.-и является сильным загрязнителем окружающей среды ?

- что медицина сегодня может отказаться от хим. препаратов в пользу фитотерапии ?

 

Учитель. Вначале урока мы с вами уже начали разговор по теме нашего сегодняшнего урока . Это химическая промышленность . Она имеет особенности перед остальными отраслями. Кроме того , что она является двигателем НТП , ( обсуждение идет в виде беседы ) --химия создает материалы . которых нет в природе ( полимеры )

--Имеет обширную сырьевую базу ( ребята называют по карте и плюс перерабатывает отходы других производств )

--Имеет возможности комбинирования с другими отраслями ( коксохимия , лесохимия )

Сырье химия берет в кладовых живой и неживой природы . Живая природа – это растительное и животное сырье . Неживая природа – минеральные и горючие полезные ископаемые . Во времена Ломоносова использовались лишь два десятка химических элементов , но ныне людям служат 90 элементов. Служат благодаря химии.

( На доске таблица « Отраслевой состав химической промышленности». )

Трудно сейчас установить , что было первым химическим сырьем. Может быть , природные рассолы поваренной соли , из которой человек научился получать соль и приправлять ею пищу . Или сажа , из которой делали краски. Но скорее самым первым химическим сырьем была древесина. Лес кормил , одевал человека , защищал его от врагов .Из него человек строил себе дом ; целебным соком березы лечили больных.

1 отрасль - горно – химическая .

Найдите в атласе химическое сырье ( стр. 19 )

а) поваренная соль ( ребята вспоминают основные месторождения и один ученик обозначает по магнитной карте )

Древнейшее применение соли – консервация продуктов .Мясо , обработанное солью , было главным продуктом питания участников знаменитых экспедиций - Магеллана и Колумба , Беринга и Кука . А в Голландии даже поставили памятник рыбаку , который по преданию , изобрел способ соления сельди.

Медики используют соль для получения физиологических растворов. Недостаток йода в организме - заболевание щитовидной железы (йодированная соль) .

б) калийная соль ( Калуш , Стебник )

в) сера ( Новый Роздол - Львовская область )

г) нефть и газ . И, как альтернатива им , сланцевый газ . который хотят добывать в Украине . ( Просмотр документального фильма « Последствия добычи сланцевого газа» ---2,5 мин.

Д) фосфориты.

2 отрасль - основная химия ( производство удобрений , соды , кислот )

Земледелие – одно из древних ремесел человека .Какие удобрения человек использовал с древности ? ………….

Сейчас используются три основных вида удобрения :

----калийные ( там , где есть калийные соли )

----фосфатные ( около крупных сельско – хозяйственных районов, так как из 1 тонны фосфоритов получают 2 тонны удобрений ) _Сумы , Винница , Одесса.

----азотные ( около коксохимических заводов или вблизи газопроводов)

( Северодонецк . Горловка , Днепродзержинск ). Первым азотным удобрением была селитра, которую добывали в Чили.

-----сода ( Лисичанск , Артемовск , Красноперекопск )

-----серная кислота

( ученики сами находят на карте центры )

3 отрасль - химия органического синтеза ) .

В наш космический век человеку стал нужен необычный материал : теплый как дерево , но не подверженный гниению; прочный как сталь , но не боится ржавчины ; прозрачный как стекло , но не хрупкий. Всем этим требованиям отвечают синтезированные химиками полимеры. Это такие материалы . которых нет в природе.

-------пластмасса – в среднем в 2 раза легче алюминия. (Донецк , Луцк , Запорожье )

-------полиэтилен – одна из самых легких пластмасс . Он прессуется , шьется , сваривается , пилится , сверлится , точится , плавится. Ведра , бутылки , стаканы- прочно вошли в наш быт . Очень эффективный упаковачный материал .

---------пенопласт

----------хим. Волокна ( лавсан , капрон , нейлон )---Киев , Черкассы , Чернигов.

----------Кино-фотопленка , хим. реактивы-----( Шостка - « Свема» )

----------шины –« обувь» для автомобилей – синтетический каучук --- (Днепропетровск , Белая Церковь )

----------фармацевтика - ( Киев , Лубны , Полтава , Харьков , Львов и др.) Учавствуя в борьбе за сохранение здоровья и продление жизни людей , химия дает человеку искусственное сердце, легкие , сосуды, искусственные полимерные мышцы, не знающие усталости. Многие болезни сегодня излечимы, благодаря химии,( воспаление легких еще в конце 19века было смертельным, пока не изобрели пеницелин. Или некоторые болезни на ранних стадиях излечимы и только благодаря химии)

----------лаки , краски ---( Рубежное,

Создаются предприятия коксохимии , лесохимии . В Мариуполе в 1935 году был построен « Коксохим» . В 2005 году вошел в состав « Азовстали». Основная продукция : кокс , бензол , сера , сульфат аммония , каменноугольная смола…..

V . Закрепление . ( Найди ошибку в тексте . )

Все дальше простирает свои руки химия в дела человеческие , оказывает огромное влияние на научно- технический прогресс . Украина обеспечивает себя полностью сырьем для производства органического синтеза , а также сырьем для производства минеральных удобрений . Донбасс - один из крупных химических районов , где сосредоточены крупные месторождения калийной соли -- Калуш и Стебник. Производство фосфатных удобрений тяготеет к районам сельско – хозяйственного производства , как и производство азотных удобрений . В производстве и переработке полимерных материалов большое значение приобретает производство кислот , щелочей , солей . И, все таки, химия это больше друг или враг?.. ( ребята подводят итог)...................

VІ. Домашнее задание и подведение итогов урока ( выставление оценок ).



Подготовила учитель географии ОШ № 65, г. Мариуполя, Донецкой области

Дзецко Ольга Витальевна

 

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 9-11 классов

Друк

Учитель: Молодость , красота , юмор, эрудиция и логическое решение многих жизненных вопросов – все это объединяет всех, кто находится в этом зале. Сегодня мы проводим брейн- ринг, в котором будут принимать участие 6 команд 9-х, 10-х и 11-х клас сов. В зале находится 2 игровых стола. Одновременно будут учавствовать 2 команды. Каждый вопрос оценивается в один балл. Время на обдумывание 30 секунд. Если ни одна команда не дала правильный ответ, следующий вопрос оценивается в 2 балла. Играют команды до 3-х баллов. Проигравшая команда уступает место следующим ребятам, которую на ринг вызовет победившая команда. Команды могут занимать игровые столы несколько раз. Все баллы, заработанные во время брейн-ринга записываются в сводной таблице членами жюри. В конце игры победителем объявляется команда, заработавшая наибольшее количество баллов.

Если условия брейн-ринга понятны, то хочется пожелать всем удачи, взаимопонимания в команде и , конечно, победы. Ведь наш лозунг: «Пусть победит сильнейший !»

Учитель задает один вопрос, команда, которая быстрее ответила, занимает первый игровой стол и вызывает по желанию команду соперника. ( Перед тем как команды выходят, ведучий их кратко представляет ).

(на большой политической карте мира кто-то из помощников обозначает страны, о которых сегодня будет идти речь ).

Вопросы:

  1. Один Владимир, один Ярослав, один Богдан, один Михаил, один Тарас и два Ивана на Украине составляют в совокупности 188. Чего? (Гривен)

  2. Японская сказка рассказывает, что сначала она имела лапы и косточки и могла не только плавать, но и передвигаться сушей. Но за провинность была сурово наказана- ее долго били, пока у нее не осталось ни одной косточки. С этого времени она приобрела свой современный облик. Назовите это животное.

( медуза)

  1. Китайские мудрецы говорили, что компас помог открыть землю. А каное изобретение помогло ее поделить? ( порох)

  2. В начале ХVI века испанский мореплаватель открыл эти острова, и, из-за трудных навигационных условий, назвал их островами Дьявола. Мы же называем их по фамилии первооткрывателя.А как? ( Бермудские острова. Хуан Бермуд)

  3. Древние индийцы передавали крик павлина звуком СА, рев быка звуком РИ, блеяние барана –звуком ГА, крик цапли –звуком МА, голос кукушки- звуком ПА, рев слона-звуком НИ.А какие звуки у нас выполняют ту же роль, что эти звуки у индийцев? ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)

  4. Прослушайте отрывок из речи первого Президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка: «Она причиняет большие страдания во время жары. Мужчины! Это происходит из-за вашего эгоизма». Данная речь была посвящена президенскому указу, отменявшему обязательное использование на территории Турции…Чего? (паранджи)

  5. Американец скажет «индейское лето», француз- «лето святого Мартина», а как скажем мы? (Бабье лето)

  6. Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева?

(ног, подошв- сандали)

  1. Зонтик был изобретен дважды: первый раз в Древнем Китае, второй- в Англии. Чем отличался английский зонтик от китайского? (китайский-для защиты от солнца, а английский-от дождя).

  2. Назовите фамилию геодезиста, первым определившего высоту Джомолунгмы. (Эверест)

  3. Прогуливаясь в национальном парке Зимбабве, 50-ти летний американский турист потерял бумажник. Он заявил об этом в суд, квалифицировав это как кражу. Вор был быстро обнаружен, тем более, что тот и не собирался скрываться. Но вор не был привлечен к ответственности. Почему? (Это была обезьяна).

  4. Великий английский астрофизик( Стивен Хоукинг) считает, что человечество уже создало искусственную жизнь. Хотя люди спохватились и сразу же попытались ее уничтожить.(на что теперь тратиться немало средств).Они в этом не преуспели и теперь последствия ее взаимодействия с человечеством трудно представить .О чем говорит Хоукинг? ( о компьютерных вирусах).

  5. На что это похоже? После первого скажешь, что на запах моря. Дуновением ветра покажется второй. Даже третий не поможет разгадать мгновенного секрета. И только после последней половины, а именно на три с половиной рассчитана грубая керамическая чашка, великий мастер поведает вам, что вы просто обменялись душой со своим соседом. Что же вы делали?

( пили чай в соответствии с традиционной японской церемонией)

  1. На ежегодных народных празднествах старейшин адыгейских селений избирают королеву красоты. Каждая из претенденток должна доказать, что ее красота неподдельная. Что она для этого делает? ( умывается)

  2. Француз сказал, что 80, швед заявил, что 100, а немец утверждал, что 180 . А кто нам известен лучше?

( швед Цельсий известен нам лучше Фаренгейта и Реомюра)



Ну, а теперь, рекламная музыкальная пауза.

Рекламная танцевальная пауза.

Приглашаются группы поддержки всех команд в центр нашего зала.

Мы отправляемся с вами в кругосветное путешествие, о котором каждый из нас обязательно мечтает.

Наш рейс 23.01 отправляется из аэропорта города Мариуполя. Команды приготовились к взлету. Температура на борту самолета отличная. Настроение – то, что надо. За полетом на Земле следят наши диспетчера, которые находятся в этом зале( жюри). Они гарантируют вам удачный полет и отвечают за вашу безопасность. –Наш самолет пролетает над Атлантикой. Перед вами огромные водные просторы, мы огибаем злополучный Бермудский треугольник. Справа от нас остаются Багамы, Антильские острова, и вас уже радушно готовы принять в городе Рио-де-Жанейро. Если вы надеетесь прибыть сюда гостями, вы очень ошибаетесь. На их карнавале , который сейчас проходит там, вы все автоматически становитесь участниками. Итак, мы приземляемся. С удачным вас прибытием на бразильскую землю.

( играет бразильская мелодия, группы поддержки команд вместе с участниками танцуют под услышанную мелодию ).

-Команды в сборе, в полной готовности отправиться дальше в путешествие. Пересекая огромные просторы океана, который когда-то впервые пересек Христофор Колумб, вы пролетаете над Африкой, где нас еще не готовы принять , но нам машут с далекой Индии и предлагают осуществить посадку в аэропорту города Дели. Погода, как, и настроение, отличная. Индийцы радуются всему, что их окружает, особенно своим гостям из Украины. Повсюду слышны индийские танцы и песни, знакомые нам с индийских кинофильмов. И все они, конечно, о любви. Индийцы просят присоединиться к ним.

( играет индийская мелодия и все танцуют).

И мы снова на борту нашего авиалайнера 23.01.Впереди нас ждут еще очень интересные встречи.

Вы любите прогуливаться после школы вечером по ночному Мариуполю, прогуливаться на борту самолета не желательно, а сюда вам с самого детства не разрешали гулять. Мол, в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы. Но многих этих животных , вы увидите сейчас только в зоопарках и национальных парках .Наступила пора знакомиться с этим милым негритянским населением, которые живут здесь и рады всегда любым гостям.

( играет африканская мелодия).

- На борту авиалайнера есть греки Приазовья, которые предлагают приземлиться на их исторической Родине. Они очень гостеприимны и рады встрече с вами.

( играет греческая мелодия)

-Не больше часа нам понадобится , чтобы долететь до столицы Израиля и приземлиться в городе Тель-Авив. Не будем терять время.

( играет еврейская мелодия).

- В гостях хорошо, а дома лучше. Это она, наша Родина, где мы родились и выросли, где живут наши родные. Это она, наша Земля, где находятся могилы наших предков. Это она, знакомая тропинка в школу. Только здесь, в Украине встречают всех хлебом и солью, салом и украинским борщом. И, конечно, украинскими песнями. Это она, наша Родина, которой нужна наша поддержка. И мы верим, что все у нас будет хорошо! Наш самолет совершает благополучную посадку на Украине.

( играет украинская мелодия и ребята танцуют).

Учитель. Ну, а теперь , мы продолжаем наш Брейн-ринг, и две команды приглашаются за игровые столы.

16.-15января 1797года лондонец Джон Этерингтон вышел на улицу в новом головном уборе. В каком? ( В цилиндре)

17.Китайские мудрецы говорили, что компас помог им открыть Землю. А какое изобретение помогло ее поделить? ( порох )

18. для отделки Тадж-Махала бирюзу доставляли из Тибета, сердолик – из Багдада, ляпис-лазурь-с острова Шри-Ланка, хризолит- из Египта, рубины- из горного Бадахшана. А откуда доставляли малахит?

( с Урала).

19.Европейцы не знали правды об этом. Поскольку индейцы употребляли это:

а) в медицинских целях

б) в санитарных целях ( в борьбе с москитами)

в) При соблюдении обычаев своего народа

Что находится в черном ящике? ( табак)

20. Тополя- гелиады, ронявшие слезы в воду. Морская пена, застывшая в солнечных лучах. Нефть, окаменевшая под действием моря. Отвердевшая пена китов. Жир или икра неведомых громадных рыб. Что объединяет все это? (янтарь. Это легенды о его происхождении).

21.Китайский мастер боевых искусств говорил: «Драка- для дураков, для умных – победа.» А что для мудрых? ( мир).


22.Существует мнение, что викинги, всегда старающиеся, если это возможно, плавать не в море, а вдоль берега, практически не имели никаких навигационных приборов, кроме половника, вроде нашего кухонного, но с более длинной ручкой. Как они использовали его для навигации? ( зачерпывали забортную воду и пробовали ее на вкус. Пресная – значит, река близко.)

23. В перечне символических имен она расположена точно посередине. Однако считается, что из жизни она уходит , как капитан с погибающего корабля. Кто же она? ( Надежда).

24.По легенде, японцы получили право жить на японских островах только после победы в борьбе бога Такамидказути над вождем вражеского племени. Как называется этот вид единоборства? ( сумо).

25.В одном из немецких ресторанов посетитель попросил у официанта цыпленка, затем, немного подумав, добавил: « Мне, пожалуйста, самого молодого.» Остроумный официант отреагировал быстро: « сэр, может быть вам принести прямо……Что? (….яйцо)

26.После кончины 85-ти летней американки, лечивший ее в течении 50-ти лет врач получил согласно завещанию запечатанный ящик немалого веса. Что же в нем было? (неиспользованные за все 50 лет его рецепты).

27.Эта « кормящая мать» известна всем желающим учиться дальше. А теперь произнесите это словосочетание по латыни. ( ALMA MATER)

28. Согласно одной крылатой фразе, труд сделал из обезьяны человека. А наличие чего, согласно другой крылатой фразе, делает человека из мелкого насекомого? ( бумажки).

29. в Бельгии с 1 октября 2003 года запрещено продавать сигареты с привычной уже маркировкой. Причиной является то, что эта маркировка внушает курильщикам иллюзию безопасности. Слово, которым сигареты маркируются в России, указывает и на то, чему курение вредит. Что это за слово? ( легкие).

30.Этот обычай возник в далеком прошлом. Воины, показывая, что пришли с миром, без оружия, обязательно делали этот жест. Покажите его? ( пожать друг другу руки).


Жюри подсчитывают баллы, заработанные командами, добавив баллы за рекламную музыкальную паузу, а команды приглашаются на сцену. Все исполняют песню: « Глобус крутится, вертится, словно шар голубой». Жюри объявляет результаты и называет победителя игры.


Подготовила учитель географии  ОШ № 65  г. Мариуполя, Донецкой области

Дзецко Ольга Витальевна



Останнє оновлення на Вівторок, 18 березня 2014, 19:19
 

УРОК-КВК на тему: «Південна Америка

Друк

Саєнко Галина Єгорівна

Мета уроку: закріпити знання учнів про материк тропічних широт, особливості його природі і географії, вдосконалювати вміння працювати з тематичними и контурними картами.

Обладнання: фізична карта світу, фізична карта Америки, атласи, кросворди, ілюстрації.

Хід уроку

I. Оголошення теми та мотивація навчальної діяльності учнів. (Учні групи утворюють три команди.)

II. Розминка. Кожна команда повинна дати якомога більше правильних відповідей за 1хв. За правильну відповідь – 1 бал.

та так надалі.

Вкладення:
Скачать этот файл (УРОК-КВК.docx)УРОК-КВК.docx [ ] 104 Kb
 

Використання експериментів на уроках географії

Друк

Дзігора Ольга Володимирівна

Експеримент на уроці дозволяє учням не тільки придбати нові знання та вміння, а й розвинути розумові дії, креативність, вийти на проектну, дослідницьку діяльність поза навчального заняття. Проведення експериментів забезпечує ще і міжпредметне поглиблення знань, сприяє розвитку дослідницьких умінь і критичного мислення. Експериментальні завдання також успішно можна поднювати з комплексними розрахунковими завданнями, розвиваючими логічне мислення.


Вкладення:
Скачать этот файл (Документ Microsoft Word (3).docx)Експеримент на уроці географії [Використання експериментів на уроці географії] 26 Kb
 

Пізнавально-розважальна гра для учнів 9 – 10 класів «Я люблю Україну»

Друк

Компанієць Галина Володимирівна, вчитель географії Маловільшанської ЗОШ І - ІІІ ступенів №2

Вкладення:
Скачать этот файл (Я люблю Україну.docx)Я люблю Україну.docx [ ] 1010 Kb
 
Більше статтей...
  • Конспект уроку. 6 клас. Тема "Абсолютна та відносна висота точок. Зображення нерівностей земної пове
  • Географічний турнір
  • Географічний турнір
  • Географічний турнір


Сторінка 7 з 85

-----------------------------------------

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Переможці

Вітаємо з перемогою 
в конкурсі "Шкільний бібліотекар"

Номінація

"Бібліотекар-професіонал"

1 місце - Павленко Олена
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя + книга)

2 місце - Тимченко Ганна
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя)

3 місце - Пальонко Тетяна
(сертифікат + книга)

Номінація

"Молодий бібліотекар"

1 місце - Михалюк Галина
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя + книга)

2 місце - Павлів Наталя
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя)

3 місце - Кваша Ольга
(сертифікат + книга)

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.