Рожанская Ирина Николаевна
Интегрированый урок (чтение, природоведение, ИЗО) в 3-ем классе. Урок-презентация проектной деятельности учащихся.С целью создания эмоциональной и поддерживания учебной мотивации на всех этапах образовательного мероприятия, урок построен по технологии АМО (активные методы обучения) и модерации, с соблюдением ключевых её принципов: интеракции, коммуникации, визуализации, мотивации, мониторинга, рефлексии, анализа и оценки результатов.
Класс: 3
Тема: Осенние зарисовки
Задачи:
Повышение мотивации учащихся для получения новых знаний; ознакомление со способами работы с информацией; формирование информационной и социальной компетентностей.
Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся. Умение презентовать результаты своей работы.
Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе.
Вид урока: интегрированный (чтение, природоведение, ИЗО).
Тип урока: защита проектной деятельности.
Обеспечение: электронная презентация, фонограммы: "Голоса птиц", песня "Ну-ка, ребята…", "Осенняя песенка" П.Чайковского, рабочие индивидуальные листы с печатной основой, осенние листочки, книги, иллюстрации об осени, микрофон- игрушка, детские осенние календари, рисунки уч-ся, разноцветные листочки.
Ход урока
(Учащиеся разделены на четыре творческие группы. На столах рушники, вазы с калиной).
I. Начало образовательного мероприятия
1. Инициация "Девиз урока" (АМО авторский)
"Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Великая радость- работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли - за трудом!"
2. Вхождение или погружение в тему. "Путешествие во времени" (АМО авторский).
-Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живём? Какое уже идёт тысячелетие?
Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки. искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю.
(Звучит фонограмма "Голоса птиц")
-Слышите? Прислушайтесь. куда мы попали? как легко и свободно дышится в лесу!
-Слышите запахи? Здравствуй, природа! Здравствуйте поля, леса, реки. озёра и моря!
-Здравствуйте, птицы. Здравствуйте, звери!
- Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, о которых мы узнаём из энциклопедий. справочников, "Красной книги природы".
-Что такое природа? Назовите представителей живой природы. А неживой. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже? Докажите.
3. Формирование ожиданий учеников.
-Отгадайте загадку. В её отгадке кроется основная идея урока.
"Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: " За мною нагрянет зима" (Осень)
"Морской бой" (АМО авторский)
-Ребята, вы любите играть в "Морской бой"? Вот и здорово. Расшифровав расположение однопарусной регаты, вы сможете определить тему сегодняшнего урока.
А Б В Г Д Е Ж З И
1 И
2 Б Р
3 Н
4 А С В
5 Е И
6 Н
7 З
8 К О
9 Е
10 С И
Б-2 Г-4 А-5 Д-3
В-5 Г-1 Б-9
Г-7 Б-4 Ж-2 Е-5 Г-10 И-8 З-4 Ж-8
И-10
Вы абсолютно правы. Тема урока "Осенние зарисовки". И сегодня вашим творческим группам предстоит защитить свой участок работы в рамках проекта.
Мы окунёмся в мир искусства. И на такое, казалось бы на первый взгляд, обыденное понятие как осень, мы посмотрим глазами поэтов, музыкантов, художников и попробуем увидеть всё то многообразие и величие осенней природы.
"Осенний букет" (АМО авторский) За активное участие в уроке осень будет одаривать разноцветными листьями из своей коллекции.
II. Работа над темой.
1. Интерактивная лекция. "В выставочном зале" (АМО авторский)
Посмотрите на выставку. Сравните книги, иллюстрации и тему урока. Всё ли касается темы? Произведения каких жанров здесь представлены?
Работая над проектом, возможно, вы пользовалиcь этой литературой. Здесь можно найти ответы на многие вопросы.
"Сообщения Синоптика" ( АМО авторский)
По праву первым начать наш урок мы предоставляем сегодняшнему Синоптику (дежурный учащийся по классу). Он подытожит наблюдения за день, а вы при помощи условных обозначений запишите их на рабочих листах.
Сегодня ____________. Состояние неба__________. Температура воздуха с утра была ______________. Осадки в виде __________. Ветер ___________.
Другие явления природы ____________.
2. Проработка содержания темы. "Микрофон" (АМО заимств.)
-Первыми включают свой микрофон группа литераторов. Я попрошу руководителя группы объяснить задание (подготовить подборку стихов об осени. В кругу семьи попробовать сочинить стихи.) Учащиеся группы читают стихи на русском, украинском и английском языках.
-Вторая группа подготовила разминку для ума. Ребята предлагают отгадать загадки и решить кроссворд.
-Микрофон просит третья группа. Они вместе с родителями изготавливали природные календари и сегодня поделятся своими находками. (Учащиеся демонстрируют различные календари природы и знакомят с народными осенними приметами).
-Нам остаётся только быть наблюдательными к капризам природы и убедиться в достоверности этих народных примет.
Каждая группа получает ребус. Коллективное разгадывание.
-Микрофон переходит к четвёртому столику и ребята сами расскажут, чем они занимались. Экскурсовод (представитель группы) проводит экскурсию по выставке детских рисунков "Осень глазами детей", рассказы детей.
-Осень - радостная и грустная пора. Радость доставляют дары природы, сбор урожая, многоцветие красок.
А грусть напевают пронзительная серость неба, последнее прощальное убранство природы, тревожный шорох листвы, стаи птиц, улетающие в тёплые края, нескончаемый мелкий дождик.
Неповторимой красотой и обворожительностью осень всегда вдохновляла художников, композиторов, поэтов на творчество.
-Посмотрите на картину И.Левитана "Золотая осень". Природа прекрасна в прощальном пышном наряде перед длинным зимним сном!
А вот работа О.Писемского "Дорога в лесу", в которой цветовая палитра отражает тихую печаль, задумчивость.
-Подумайте и скажите, чем отличаются картины, в чём их сходство.
Включается запись "Осенней песенки" П.Чайковского.
-С какой картиной созвучна эта мелодия?
III. Завершение образовательного мероприятия.
1.Разминка (под музыкальное сопровождение "Ну-ка, ребята,…")
2. Подведение итога. -Микрофон отключён. Группы рассказали о своих находках, поделились впечатлениями. Но остался вопрос, который коснулся каждого из вас, работая в рамках проекта. И здесь хочу вернуть вас в начало урока, где мы слушали голоса птиц, журчание ручья. О чём мы говорили? Давайте вспомним, чего нельзя делать в природе? (показ детских рисунков "Этого не должно быть!").
"Осенний букет" (АМО)
-Я попрошу лидеров групп поднять свои осенние букеты, собранные на этом уроке. У каждой группы они получились, а значит, вы все, и каждый в отдельности, внесли свой вклад в этот урок.
3. Рефлексия. "Разноцветные листочки" (АМО авторский)
-У вас на столах лежат листочки различных цветов, посмотрите, что они обозначают и сами оцените свой труд на уроке. Какой балл вы ставите себе? Покажите этот листик. Возьмите его себе на память и в дальнейшем будьте активными, внимательными, старательными. Лидеры протяните свою руку ладошкой вверх, а все ребята вашей группы подойдут к вам и покладут свою ладонь на вашу. Поблагодарите друг друга за работу.
Всем спасибо за урок!