Вчительський Журнал он-лайн

 

Риторика.3 класс. «Урок толерантности или учимся сочувствовать».

Друк

Цели урока:

1. Познакомить со словами утешения, учить словесно выражать сочувствие, сопереживать чужому горю, оказывать поддержку и помощь в трудных ситуациях.

2.Развивать мышление, речь учащихся.

3. Воспитывать доброту ,неравнодушие, активную жизненную позицию

 

Ход урока:

  1. I. Организационный  момент.

Как хорошо, что сегодня мы все вместе, у нас много гостей. Все мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. От этого душа наполняется радостью. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов, которые вы часто слышите на уроках:

- Не волнуйтесь.

- У вас все получится.

- Я вам помогу.

Работу начнем с риторической разминки.

 

  1. II. Риторическая разминка.

1.Развитие органов дыхания.

 

а)  Бумажный кораблик.

Наступила весна. Потекли ручьи. Вы сделали бумажный кораблик и опустили его на воду. А чтобы он поплыл, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени кораблик будет плыть.

Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь.  (3 раза)

 

б) А теперь вы устроили соревнование: чей кораблик поплывёт дальше-

вдох и три сильных, резких коротких выдоха ( на счёт  И-1, 2, 3. )

 

 

2.Артикуляционная разминка

(Произношение звука О с разной интонацией)

Ваш кораблик отстаёт- интонация разочарования

Он опережает других- радостно

На его мачту села бабочка- удивление

Ваш кораблик приплыл первым- восхищение ликование

 

.3. Речевая разминка.

Апрель, апрель -  на дворе звенит капель.


- Прочитайте. Что такое капель?

- Прочитайте медленно – в разговорном темпе

- Прочитайте скороговоркой.
- Прочитайте, простукивая ритм, уподобляясь звону капель.
- С каким чувством следует прочитать? Почему?

- Прочитайте, выделяя голосом слова:

на дворе,        звенит,           капель.

Сравните. Как вы думаете, какое слово надо выделить при чтении?

- Какое это предложение по цели высказывания?

Сделай его вопросительным, побудительным

 

 

Актуализация опорных знаний. Словарная работа.

Прочитайте строки Марии Щипахиной птичьим базаром. (с доски)

 

Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово

И слово утешит меня

.

-Произнесите их тоном доброго совета

- друг другу

- вслух прочтёт победитель классного конкурса «Лучший чтец класса»

-Как понимаете смысл этих строк?

-Как понимаете слово утешит ?

(высказывания детей)

- Молодцы, вы правильно сказали. Посмотрим, как более точно значение слова объясняет словарь Ожегова.

(вычитывает подготовленный ученик)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

  1. III. Тема и задача урока.Проблема.

Именно с этим словом связана тема нашего урока.

 

На доске

 

Изображение солнца и облаков (на обратной стороне каждого облака слова :

Утешить , успокоить, поддержать, помочь)

 

 

-Кого нужно утешать? (Кто тебя окружает, если у них горе.)

-Вспомните, в каких случаях вам или тем, кто вас окружает было плохо?   (упал, получил плохую отметку, болеете, т.д.)

-Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

-Всегда ли мы можем умело утешить?

-Какую проблему будем решать на уроке?

( ответы детей)

 

Сегодня мы собрались , чтобы научиться правильно утешать. Мы раскроем с вами новые секреты  риторики

 

ВНАЧАЛЕ   БЫЛО   СЛОВО

 

Подберите синонимы к слову   Утешить  ( успокоить, поддержать, помочь, подбодрить)

Работа в паре( запись на своих карточках)

 

В это время сильный ученик подбирает слова, чтобы утешить апрель

 

Святые люди называют эти слова Божьей мудростью

  1. IV. Утешить – успокоить словом.    ( открыть первое облако)

1.       В любом возрасте у каждого из нас бывают огорчения, неудачи, неприятности. Очень важно, чтобы в этот момент  оказался человек, который смог бы тебя утешить.

 

Сегодня на уроке я предлагаю рассмотреть отрывок из книги Николая Носова « Приключения   Незнайки»

- прочтут текст лучшие чтецы нашего класса ( читают диалог)

-на предыдущих уроках риторики мы уже познакомились с таким видом текста. Как он называется ? (диалог)

- найдите в тексте слова утешения, прочтите

 

2.       В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

 

- вспомните их и запишите на ваших карточках

 

Учитель вывешивает на доске:

не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать ,у тебя все получится, ты со всем справишься.

-используя эти слова утешь Незнайку

-только ли словом утешала девочка Незнайку ?

 

  1. 3. Несловесные формы утешения.

 

Бывают случаи, когда утешение словами неуместно.

 

Как в такой ситуации проявить сочувствие?

(ласковый жест, погладить, обнять, поцеловать, т. д.)

 

Физминутка

Встаньте, объединитесь в пары. Покажите как можно утешить без слов

-вам приятно?

-вы отдохнули?

- у вас появились новые силы?

 

Вы открыли ещё один секрет утешения. Всё это пригодится вам в жизни.

 

 

Утешить – поддержать.      ( второе облако)

-Как вы считаете, какие из фраз на доске немного отличаются?

(у тебя все получится,   ты со всем справишься)

 

-Эти фразы я часто говорю вам перед к/р и  диктантами. Для чего?

-Важно в трудную минуту не только успокоить словом, но и поддержать, предложить вариант выхода из ситуации.

Удивительным волшебником может быть каждый из нас, так как добрые слова творят чудеса. Я предлагаю вам сотворить чудо.

 

Работа в группах.

 

1группа- задание на листочках

Утешь и поддержи

Дюймовочку, когда её хотели выдать замуж за старого крота

Мальчика Кая ,которого увезла в своё царство Снежная Королева

Гнома Крега, который остался один на умирающем острове

Несчастных зверей из Африки, которые заболели

 

2группа- работа с иллюстрациями к сказкам ( Зайка и Лиса , Кот и Петух,  Котигорошек, Красная Шапочка, Чебурашка)

-Постарайся построить  риторически правильно одну фразу так,чтобы твоего героя действительно утешить, успокоить и поддержать.

 

3 группа- рифмовки со словами  :  утешать   поддержать  сказать     не  дать

 

( Чтоб потом не утешать- научись не обижать

Мы хотим всем рассказать как умеем утешать

Я хочу совет вам дать- научитесь утешать)

 

Дети занимают места за своими партами

 

 

  1. V. Утешить – помочь.  (третье облако)

 

1.Постановка и решение проблемы

 

На доске:

1.Не плачь, Таня!

2.Тише,Танечка,не плачь.

Не утонет в речке мяч.

3.Тише, Танечка, не плачь.

Мы сейчас достанем мяч.

 

-Вспомните стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет».

Вам предлагается 3 варианта выхода из данной ситуации.

 

Дети читают варианты на доске, объясняя способ утешения:

1.Успокоить словом.

2.Поддержать.

3. ?        (предположения детей)

Оказали конкретную помощь, помогли.

-Молодцы. Не всегда  утешить можно словом, важно уметь помочь делом.

 

Обобщение. Рефлексия.

Работа с ключевыми словами.

-Какие ключевые слова, прозвучавшие на уроке, вы выделите?

(утешить, успокоить, поддержать, помочь)

-Давайте сделаем вывод, что значит утешить? (Какой смысл слова утешить?)

Утешить – успокоить, поддержать, помочь.

-Вы готовы утешить?

 

3.Рефлексия.

Если ты готов утешить словом, поддержать, помочь, значит, ты добрый человек, потому что это идет от чистого сердца. На ваших партах лежат сердечки, вручите их тому, кого вы хотите сегодня поддержать. А может вы знаете, кого-то кто нуждается в утешении- тогда отдайте сердечко ему.

 

В заключение урока я хочу дать“Шесть шляп мышления” тем детям, которые на мой взгляд действительно прониклись темой нашего урока. Представьте себе, что когда надеваете шляпу определённого цвета, то и мысли текут в определённом направлении.

Белая – перечислить факты, рассказать, чем мы занимались на уроке.

Красная – выразить чувства.

Зелёная – подумать, где можно применить полученные знания.

Синяя – общий вывод по уроку

.

Чёрная – выделить недостатки.

 

Жёлтая – что было хорошее и почему

Останнє оновлення на Середа, 08 лютого 2012, 09:56  

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.