Конкурсный урок «Учитель года-2007»
(I-место в городе)
Интегрированный урок
« Встреча зимы»
Тема: “ И. С. Никитин “ Встреча зимы “. Растения зимой. Симметричное вырезание. ”Снежинка “.
(чтение, «Я и Украина», труд)
2 класс с русским языком обучения
Из опыта работы учителя начальных классов
Сытник Ирины Григорьевны.
Общеобразовательная школа I-III ступеней №1
Кировского городского совета Донецкой области
Цель. Познакомить детей с жизнью и творчеством И.Никитина в доступной форме; выявить изменения, которые произошли в неживой природе, в жизни растений; совершенствовать технику чтения, выразительность; обогащать словарный запас учащихся с помощью интересных заданий; учить симметричному вырезыванию, вырезать снежинку; обеспечить условия для формирования позитивных эмоций; способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса; развивать творческие способности, логическое и образное мышление, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
Оборудование. Карточки для игры «Интрига», «Светофор»,«Узелки»,«Ледокол» «Пирамиды», карточки с пословицами, поговорками, проигрыватель грампластинок, пластинка со стихотворением «Встреча зимы», с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Времена года», портрет И.С. Никитина, шарада «Снежинка», технологическая карта изготовления снежинок, учебник Поповой Т.Д., Лапшина И.М. Книга по чтению. 2 класс. Ч.1.-к., Освіта, 2002рік, тетрадь на печатной основе С. В. Басовой. Чтение 2 класс. Ч.1.- Х.: Країна мрій, 2006 год, иллюстрации зимних пейзажей
Тип урока: интегрированный, комбинированный.
- I. Организационный момент.
Начинаем наш урок.
Рот быстрее на замок !
Думай больше, отвечай,
В мир открытий поспешай!
- II. Сообщение темы и цели урока.
Для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке выполним упражнение «Интрига»
( на доске буквы)
ЗИЛ-Л-МУ-У+КРА-КР
(зима)
-Да, мы начинаем изучать большую тему: :”Здравствуй, гостья – зима!”
Сегодня у нас урок природы и поэзии. Он откроет нам удивительный и прекрасный мир. Это мир родной природы, мир красоты родной земли, воплащенный в поэтическом слове.
Распахните свои сердца навстречу прекрасному, ощутите, что такое красота, добро, а поэзия природы станет другом на всю жизнь.
Разве не прекрасна она?
- III. Актуализация знаний.
1.Работа с загадкой.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
-Что это за царица?
-Какая она?
-Что же это за тройка?
(декабрь, январь, февраль)
2. Работа с пословицами
-Давай вспомним пословицы
о зимних месяцах.
(Декабрь год кончает, зиму начинает, Январь- году начало, зиме- середина, Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый)
-Опираясь на эти пословицы и на ваши личные наблюдения, скажите, что вы знаете о зиме?
3.«Мозговой штурм»
IV. Восприятие и осознание нового материала.
1. Знакомство со стихотворением И.С Никитина «Встреча зимы»
-Мы рассказали о том, как мы видим зиму. А как же видят зиму другие люди? Например, поэты.
- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы». А послушаем его в грамзаписи мастера художественного слова.
/Слушание стихотворения Никитина «Встреча зимы» в грамзаписи/
-Из чего видно, что поэт любит зиму?
- Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знающий её тайны.
2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о И.С Никитине.
(на доске портрет И..Никитина).
Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад в семье воронежского мещанина. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.
Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось- надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и еще в школе начал писать стихи.
Учитель:
-Как вы думаете, почему Никитин особенно хорошо описывал природу?
-Какая строчка стихотворения вам больше всего понравилась?
3. «Жужжащее» чтение отрывка стихотворения «Встреча зимы»
4. Выборочное чтение
-Как в первом четверостишии поэт называет снег? С чем он его сравнивает?
- Прочитайте, каков воздух?
- Что сказано о снеге в третьем четверостишии?
- Найдите и зачитайте, как смотрит лес?
5. Работа в тетради на печатной основе «Чтение 2 класс» С.В. Басовой (стр.55 Упр № 1,2)
№1Соедини слова (из стихотворения «Встреча зимы»)
пушок осенняя
грязь белый
воздух бездонный
простор легок
№2Соедини слова, которые рифмуются
пушок снежок
кудрей огнем полотном
6. Чтение стихотворения способом «сложения»
7. Работа по подготовке к выразительному чтению
а) «Пирамиды слов» /работа в парах по карточкам/
пу . шок
сне . жок
воз . дух
дво . рах
куд . рей
- Откуда взяты слова?
б) Игра «Светофор»
- Ребята на уроке русского языка мы с вами выполняли упражнение «Светофор». Кто из вас догадался, откуда взяты слова к этой игре? / Тоже из стихотворения «Встреча зимы»/
Карточка со словами /по методике М. Ганькиной/
Перестал
Осеннюю
Замерзла
Разноцветными
Безлюдный
Побелевший
(Слова разукрасили в три цвета на уроке русского языка. Первый слог- красный цвет, последний слог- зеленый, остальная часть слова- желтый)
- Давайте отправимся в поход «Светофором». Итак, сначала пробежим красной дорожкой.
- Идем по зеленой
- Спешим по желтой.
- Кто прочтет все слова?
8. Выразительное чтение стихотворения .
-А теперь, когда мы поработали над всеми словами. Давайте попробуем выразительно прочесть отрывок из стихотворения «Встреча зимы»
/Выразительное чтение стихотворения учащимися/
Физминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка прыг и ускакал
V.Закрепление и осмысление знаний.
- 1. Беседа об изменениях в природе.
– Ребята, а как изменяются зайчишки с приходом зимы?
- А почему меняют цвет своей «шубки»?
- С приходом зимы изменяется природа. Мы с вами были на экскурсии и наблюдали за этим.
- Как изменилась природа?
- Когда по календарю началась зима?
- А ученые считают, что начало зимы – 22 декабря - день зимнего солнцестояния с самым коротким днем и самой длинной ночью. Природа засыпает. Растения зимой не растут.
- 2. Отчет научно-исследовательской группы.
- Наша научно-исследовательная группа провела несколько опытов и подготовила отчет по проблемному вопросу:
«Что деревья делают зимой?»
(выступают учащиеся)
1 ученик. Мы с родителями провели несколько опытов и решили, что деревья не умирают. Мы провели опыт и увидели, что раствор соли и сахара, он по составу близок к древесному, замерзает намного позже, чем чистая вода. Значит, древесные соки могут замерзнуть только при очень низких температурах.
2 ученик. Зимой деревья спят. Это очень легко проверить. Мы срезали веточку и поставили в воду. Наша веточка никак не хочет распускаться, спит.
3 ученик. Снежный покров – это настоящее спасение для всех растений в лютые морозы. Мы провели опыт: поставил одну баночку с водой на снежный покров, а другую – внутри снежного покрова, на самую землю. Через два часа, вода, которая стояла на снегу, замерзла. А из снега мы вытащили банку с не замерзшей водой. Значит, чем толще слой снег, тем теплее будет корням растений и деревьев.
Учитель: - Что же деревья делают зимой? Какую роль играет снежный покров? (ответы детей). Действительно, очень тяжело пришлось бы растениям без снега. Снег – это зимнее чудо. Вся природа ждет его выпадения! А как любят снег все дети!
- 3. Упражнение «Надежда»
- Какие вам надежды принес первый снег?
- 4. Слушание отрывков из сочинений
- Мелькает, кружится и вьется как лебяжий пух, снежок!
Будто там, на заоблачных лугах отцвели и осыпаются белые одуванчики. А какие красивые слова родились у вас, когда мы описывали первый снег? Зачитайте мне отрывки из своих сочинений о первом снеге. Это было вашим творческим домашним заданием.
/Дети зачитывают отрывки сочинений/
- С первым снегом зима приносит нам много радости и веселья. Посмотрите, Чип и Дейл уже играют.
- В какую игру они играют?
/на доске сказочные герои/
Чип ж е с н и к Дейл
(В снежки)
5. Конкурс «Скороговорка»
- Мы тоже сейчас поиграем, чтоб не замерзнуть. Кто лучше расскажет скороговорку?
Зимой поле белое –
Промерзлое, заледенелое».
(Подведение итогов. Награждение победителей).
VI.Систематизация знаний.
Работа в группах
- Мы сегодня всё время говорим о зиме. Давайте попробуем рассказать о ней больше, обобщить то, что уже знаем.
(Деление класса на группы по форме снежинок)
-Каждая группа выберите себе лидера, командира
- Лидер получает название группы, задание, инструкцию по выполнению задания.
(также лидер получает бейджик со словом «Лидер»)
«Архитекторы»
В мире кто-то всё построил.
Вот и мы построим дом.
Дружно в нём все заживём!
Инструкция:
Постройте дом ассоциаций под названием «Зима»
Д.з. Составьте кроссворд по теме «Зима».
«Переводчики»
Гости будут приходить
В домик наш прелестный,
А щоб з ними розмовляти
Треба мови нам вивчати.
Инструкция: Переведите рассказ «Зима» с украинского на русский язык.
Прийшла зима й засипала снігом поля і ліси, міста і села. Прийшов Дід Мороз і закував кригою річки, ставки і озера. Поглянеш – дахи білі, земля біла, небо сіре, а з неба сніг, як крупа манна сиплеться. Хоч і холодно, але полюбили Зиму люди за її красу незрівнянну...
Д.з. Выучить стихи о зиме на украинском языке.
«Этнографы»
Традиции народа, будем чтить ,
Чтоб душу красотой обогатить.
Инструкция: Закончить пословицы.
Пословицы :
- Мороз ленивого за нос хватает, а… (перед проворным шапку снимает)
- Береги нос в… (сильный мороз)
- Снег глубок – и …( хлеб хорош)
- Лес зимой - …( второй тулуп)
- Зимой тепла, как у… (нищего добра).
- Первый снег – как…(лебяжий пух).
- Зимой солнце светит, но…(не греет).
Д.з. Найти в библиотеке информацию и рассказать о зимних праздниках: дне Святого Николая, Рождестве, Новом годе, Крещении.
«Эрудиты»
Ледяные горки встретятся зимой,
Ну и что же делать будем мы с тобой?
Умный в гору не пойдёт,
Умный гору обойдёт.
Инструкция: Посмотрите на карточку и прочитайте на них слова. Это явления природы, которые бывают зимой. (Зачеркнуть ненужные буквы).
Д.з. Подобрать цепочку образных слов о зиме.
«Узелки»
о к л т ё ж д (лёд)
а м о к р о л х з (мороз)
т и в ф н л е ь й (иней)
м г а е д т е я л ф ь (метель)
к о ж т т н е л к п щ е ф л я ь (оттепель)
«Синоптики»
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Инструкция:
Соедини части народных примет:
Шумит зимой лес жди суровой зимы
Иней на деревьях к морозу
Осенью листопад пришел скоро ожидай оттепели
Дрова горят с треском- туман к оттепели
Кошка клубком днем снег не выпадет
Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели
Если ночью был иней будет мороз
Д.з. Подготовить сообщение по теме «Виды метелей».
«Поэты»
Напишем много мы стихов –
Прославим зиму!
Пускай побудет без грехов,
Покажет силу.
Инструкция:
Подбери к каждой букве слова ЗИМУШКА, признаки, которые её характеризуют.
«Ледокол»
з – злая
и – интересная
м – мягкая
у – удивительная
ш – шаловливая
к – красивая
а – ажурная
Д.з. Найти и научиться выразительно читать стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».
«Прокуроры»
На природу нет суда, нет управы,
Неужели и зима будет без расправы?
Инструкция:
Предъяви обвинения зиме.
Д.з. Составьте инструкцию о правилах поведения на проезжей части во время гололёда.
- Сначала давайте повторим правила работы в группе
- Внимательно слушать задание – инструкцию.
- Работать так , что бы не мешать другим.
- Выслушивать мнение каждого члена группы.
- Придерживаться правила поднятой руки.
- Давать возможность презентовать исследования всем членам группы.
- А для того, чтобы вам легче работалось у нас в классе есть куда посмотреть. Это выставка рисунков, иллюстрации на доске, а работать мы будем под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
/работа в группах/
2. Презентация групповых работ. (Последние выступают «прокуроры», в роли «адвокатов» - остальные дети класса).
ІV. Подведение итогов.
- Обвинять и оправдывать зиму можно до бесконечности. Но поднимите руку те, кто её ждет и любит. (Дети поднимают руки)
- А чего вы ждете больше всего? (снега)
- Вот и я люблю, чтобы зима была обязательно со снегом.
Посмотрите этот кроссворд и скажите, какое слово в нем зашифровано? (из первых букв, названий предметов, дети составляют слово снежинка)
- Сейчас мы с вами вырежем снежинку, опираясь на технологическую карту.
/на доске технологическая карта/
Этапы роботы:
1.Возьми лист бумаги
2. Согни его по диагонали
3. Треугольник, который получился согни вдвое, а потом еще вдвое.
4.Нанеси карандашом узор.
5.Вырезай лучики снежинки по контуру.
- Помни о технике безопасности при работе с ножницами: не размахивай ими ,не подноси к лицу.
- Ребята, вложите в эти снежинки все свои знания о зиме, все услышанное на уроке, все чувства, ощущения, которые охватили вас с приходом зимы.
/вырезание снежинок/
- Положите снежинку на руку и расскажите ей, что вам сегодня понравилось на уроке? (Слушание детей)
- А теперь отпустите. Пусть снег запорошит и наш класс.
- VIII. Анонс следующего урока.
- Как хорошо на снегу видно этого снегиря, который к нам прилетел. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
Послушаем его.
Снегирь: Ни зерен, ни травинок –
Мороз трещит в лесах…
Иголки тонких льдинок
Белеют на кустах.
- Ребята, судя по словам снегиря, о чем пойдет речь на следующем нашем уроке?
Спасибо вам за работу, вы сегодня меня порадовали, как радует первый снег. Я дарю вам снежинки, наполненные моей любовью, пусть эта любовь согреет ваши сердечки.