В настоящее время учителя все больше внимания уделяют новым формам контроля: тестированию, аудированию, чтению молча. Но, на мой взгляд, не следует забывать и о традиционных формах работы, особенно по развитию связной речи, так как речь самым тесным образом связана с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Совсем недавно коммуникативная функция являлась приоритетной в его изучении. Современному обществу вряд ли необходимы выпускники школ, а в дальнейшем и специалисты, которые бесконечно повторяют алфавит «а, б, в», отвечая на вопросы тестов; решают вопросы производства с помощью 2-3 тестов на все случаи жизни. По мнению психологов, тесты апеллируют к стандартному решению проблем, лишая индивидуальности, а соответственно умения убедительно, доходчиво излагать свою точку зрения, уметь говорить.
Еще Наполеон Бонапарт считал, что человек, не умеющий говорить, никогда не сделает карьеры. Я думаю, что самостоятельная работа над сочинением на уроке без помощи Интернета поможет учащимся лучше развивать воображение, свои коммуникативные и творческие способности.
Воображение – один из важных психических процессов, необходимых для психологического развития ребенка. По мнению психологов, оно является основой творчества. Дети с развитым воображением более устойчивы к стрессам, самостоятельнее, успешнее в учебе в старших классах школы.
Д. С. Лихачёв писал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Развитие общеучебных умений и творческих способностей учащихся, в соответствии с программой изучения русского языка, предполагает «развитие целостной личности школьника с учётом её индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности, индивидуальности, формирование процессов самопознания и самореализации, способности к творчеству». Учебно-воспитательный процесс необходимо совершенствовать для развития личности, обладающей языковой компетенцией, навыками логического мышления и самоконтроля.
Овладение любым учебным материалом происходит в процессе сознательной и активной деятельности учащихся, поэтому задачей учителя является создание соответствующих этому условий, учитывающих психологические закономерности обучения, формирование мотивации у обучающихся к текстовой деятельности. Работа с текстом оказывает большую помощь в развитии связной речи учащихся. Небольшой объем текста помогает не только использовать речеведческую теорию, но и применять ее на практике при создании самостоятельных текстов.
Стремление к самовыражению, фантазия, желание воплотить свои мечты в слово позволяет эффективно реализовать задачи коммуникативного обучения. Одним из видов коммуникативно-речевых упражнений является сочинение, которое позволяет учащимся полнее раскрыть свои творческие способности.
На уроке развития речи в 6 классе ученикам было предложено представить себя в виде какого-либо предмета, который привлекает их внимание. Из множества перечисленных предметов, каждый выбрал себе тот, который ему больше понравился. Заключительным этапом работы стали сочинения под общим названием: «О чем мы мечтаем».
При оценке сочинений учитывались следующие критерии: сюжет, детализация образов, связность текста, композиционная стройность. Дети должны были увидеть знакомый предмет с новой, неожиданной стороны.
Опыт показал: такого рода работа приносит удовлетворение не только учащимся, которые чувствуют, что умеют сочинять и писать миниатюры, но и, безусловно, учителю, который понимает, что проведенная работа дала хороший результат.
Некоторые из этих сочинений предлагаются вашему вниманию.
Я – компьютер. У меня есть блок питания, клавиатура, монитор. Я очень умный и очень многое умею. Современный человек просто не представляет свою жизнь без меня. И это понятно, ведь я прекрасная электронно-вычислительная машина. Я помогаю школьникам и студентам быстро найти нужную информацию в Интернете. Во мне много специальных программ, оказывающих помощь в работе с документами. Необходимую информацию можно найти благодаря одному нажатию клавиши не выходя из дома. Кроме того, в социальных сетях интернета можно общаться с друзьями, которые живут за тысячу и более километров, завести новых друзей. Поэтому сейчас я есть практически в каждом доме, на любой работе. Без меня не обойтись!
(Прегуза М. 6-А)
Я бы хотела стать теннисным мячиком. Я люблю подвижный образ жизни, так же и мяч постоянно находится в движении. Еще я очень общительный человек, так и у мяча много друзей – их 100 штук только в одной корзине. Мне очень нравится зеленый цвет мяча: он очень яркий и его видно издалека. И я стараюсь жить ярко. У теннисного мячика есть лишь один минус – его постоянно бьют ракеткой, а так быть теннисным мячом очень здорово.
(Бойко Л. 6-А)
Я хотела бы быть стендом. Я люблю, когда его украшают разными объявлениями и информацией. На мне висят грамоты и разные проекты. На Новый год я был украшен новогодними гирляндами и игрушками. Надеюсь, что на следующий праздник я тоже буду наряжен.
(Фунг Ча 6-А)
Я представляю себя в образе школьной доски. Я узнаю много нового, когда ученики пишут на мне. У меня есть лучшая подруга – тряпка. Она стирает ошибки и моет меня.
Мне больно и неприятно, когда ученики бьют по мне. Я красивого зеленого цвета, очень хорошо дополняю интерьер класса. Я люблю, когда я чистая – я сразу выгляжу, как новая. Мне приятно, когда по мне пишут мелками, а не фломастерами или ручками. Спасибо классу, что заботятся обо мне.
(Григоращенко А. 6-А)
Я хотела бы стать чудо-зеркалом. У меня были бы длинные волосы. Я любила бы, когда в меня смотрели миллионы девочек, которые думают, что они особенные, но в них есть какие-то недостатки. Я хотела бы, чтобы каждый день эти девочки смотрели в меня и гордились собой. Я бы стала зеркалом, которое позволяет увидеть себя настоящей, открыть тайные мысли и желания. В зеркале человек может иногда запутаться, но он должен выбрать правильный путь.
(Кумар В. 6-А)
Я бы хотел стать кроватью. Я всегда смогу выспаться. Меня будут застилать утром, и я буду под мягким, теплым одеялом весь день. Люди будут очищать меня от мусора, защищать меня от блох, клещей, постельных клопов. Правда, мне будет тяжело даваться спорт. Проблематично будет дойти до заветного холодильника, чтобы полакомиться его содержимым. Будут и конфликты с людьми, спящими на мне. А так, быть кроватью – просто отлично!
(Рудашевский Д. 6-А)
Если бы у меня была бы такая возможность, я хотел бы стать на некоторое время уличным фонарем. С высоты я бы наблюдал за тем, что происходит вокруг: как мчатся автомобили, как спешат люди по своим делам, как любуются воробьи на соседней ветке на строящийся новый дом за перекрестком. А ночью я освещал бы путь случайным прохожим. Чтобы было веселее, пел бы песенку: «Высоко сижу, далеко гляжу…»
(Чоудхари М. 6-А)
Я хотела бы стать телевизором и показывать разные интересные программы, потому что телевизор дает людям разную полезную информацию. Мне интересно, что находится в нем и как он работает. Еще я хотела бы стать телевизором, потому что ему не надо учиться, ходить в школу. Он не двигается, а стоит на месте. Дети любят его и смотрят мультфильмы, взрослые – кино или сериалы. Все благодарны телевизору. Я могу стать им, но только во сне.
(Григоращенко Н. 6-А)
Я хотела бы стать музыкальным инструментом – роялем. Я бы играла прекрасную музыку, со мной работали бы композиторы, педагоги, учились бы дети. Я была бы рада, что меня любят, почитают, уважают. Я бы гордилась, что на мне играли такие известные композиторы: Чайковский, Бетховен, Бах, Моцарт. На мне играли бы на самых престижных сценах мира, и я бы заставила миллионы людей восхищаться музыкой.
(Рудашевская Я. 6-А)