Тема. Последовательность чисел в пределах 10. Состав числа 10.
Цель: на основе практических действий показать разные случаи состава числа 10 и усвоить их, учить устанавливать последовательность чисел в пределах 10, составлять и решать примеры на сложение; развивать мышление, внимание; воспитывать интерес к математике.
Ход урока
І. Организация класса. Приветствие. Ознакомление с темой и задачами урока.
- Дети, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Посмотрите мне в глаза.
Улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
- Мы начинаем урок математики. Вы любите это урок?
Это предмет нужно не только любить, но и хорошо знать. С давних времен математику называют королевой наук. Как вы думаете, почему?
(ответы детей).
- Правильно математику применяют везде и всегда.
Математика - королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
- И сегодня сама Королева Математики пришла к нам на урок( рис.)‚
чтобы познакомить вас с составом числа 10. Это нужно для того,
чтобы вы научились быстро и правильно решать примеры.
А также посмотреть, как ученики 1-А класса знают и любят математику. Поэтому:
Думаем – быстро!
Отвечаем – четко!
Сидим – правильно!
Пишем – красиво!
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Сейчас за окном последний месяц осени - ноябрь. Как называется этот месяц в украинском языке? (ответы детей).
В парках на дорожки
Падают листочки. !
До чего же разные:
Золотые, красные!
- Посмотрите на деревья за окном. Почти все они сбросили листочки. Так деревья готовятся к зиме. Несколько листочков залетело к нам в класс. Листья эти не простые, волшебные. Каждый листочек имеет для вас задание, которое нужно будет выполнить.
Задание 1 листочка.
«Назови и сосчитай»
- Назовите числа в том порядке, в котором они записаны.
- Какое первое? Последнее? Четвертое?
- Какой по порядку листок с цифрой 4, 6?
- Какое число наибольшее? Наименьшее?
- Назовите числа в порядке возрастания; убывания.
- Каких чисел не хватает?
- Установите правильный порядок этих чисел. Назовите их хором от 1до 10, от 10 до 1 количественным и порядковым счетом.
- Молодцы! Вы справились с первым заданием.
Задание 2 листочка.
«Каллиграфическое»
- Откройте тетради, положите их правильно, отступите вниз четыреклетки и запишите ряд чисел от1 до 10 один раз.
- Все ребята молодцы. Постарались выполнить хорошо и это задание.
Вдруг поднялся ветерок.
Третий лист в игру увлек.
Игра с веером у нас.
Приготовьтесь сей же час.
Задание 3 листочка.
- Покажите число, которое предшествует 7.
- Какое число следует за 9?
- Покажите соседей числа 9.
- Я задумала число, прибавила к нему 1, у меня получилось 10.
Какое число я задумала?
- С осинки опало 9 листочков, а с березки на 1 больше.
Сколько листочков опало с березки?
- Ребята, в этом задании вы не раз показывали число 10. Давайте составим «паутинку» к числу 10, и т.о. выполним задание 4 листочка.
Задание 4 листочка.
«Паутинка».
День Рождения
10 коп. 101 десяток
10 грн. пальцы
Октябрь
ІІІ. Работа над новым материалом.
- 5 листочек называется «Узнай - ка».
- У меня в руках два диска. Один с 10 жёлтыми, другой с 10 красными листочками. Сейчас я покажу вам фокус. А вы на основе увиденного, составьте таблицу состава числа 10.
Дети составляют таблицу:
10 |
|
9 |
1 |
8 |
2 |
7 |
3 |
6 |
4 |
5 |
5 |
- Составьте устно несколько примеров на сложение по составу числа 10.
Шестой листочек задрожал,
На физминутку нас позвал.
Задание 6 листочка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
IV. Закрепление изученного.
- Пока мы делали разминку, ветер перевернул страницу моего учебника. Это говорит о том, что нужно выполнить задание 7 листочка – «Книжного».
- Откройте тихонько учебники там, где у вас закладка, и переверните одну страницу.
- Найдите задание под № 3.Объясните‚ как составлены примеры.
8 листочек называется «Вычислительный».
Пойдут ребята по тропинке
Собирать грибы в корзинки.
На доске примеры:
6 + 4 = 3 + 7 =
5 + 5 = 8 + 2 =
1 + 8 = 1 + 9 =
Возле каждого примера вы видите гриб с ответом 10. Но среди этих грибов есть несъедобный. Помните, что ядовитые грибы – очень большая опасность для жизни! Поэтому грибы собирайте и о безопасности не забывайте.
Правила безопасности
- Собирай и употребляй в пищу только известные тебе съедобные грибы под контролем взрослых.
- Не собирай грибы на промышленных пустырях, бувших мусорниках и вблизи автомагистралей.
- Не употребляй в пищу старые и испорченные грибы.
- Не храни не обработанные грибы больше 24 часов.
Если вы решите примеры правильно, то найдете несъедобный гриб.
Запишите в тетрадь примеры с ответом 10.
9 листочек.
«Самостоятельная работа»
- У каждого из вас есть лист с заданием. Впишите числа так, чтобы они дополняли данные до 10.
10 листочек
«Геометрический»
- Перед вами рисунок геометрического человечка. Назовите геометрические фигуры из которых состоит человечек. Сосчитайте их.
V. Итог.
- Наш урок заканчивается. Нам удалось раскрыть все листочки.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Из каких чисел состоит число 10?
- Как вы думаете, довольна ли вашей работой Королева Математика?