Тема: Города-государства Северного Причерноморья.
ЦЕЛИ:
- Ø Систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции и ознакомить с историей заселения Северного Причерноморья.
- Ø Создать условия для формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи, проводить исследовательскую работу, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой.
- Ø На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры; желания быть патриотами, стремления к физическому и духовному совершенству и гармония
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Презентация в Power Point, раздаточный материал, учебник.
ТИП УРОКА: творческий урок, комбинированный.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока).
2. Мотивация. Вступительное слово учителя.
3. Актуализация знаний и умений.
1. Раздаточный материал (листы с заданием и мини-картинки) по темам: Культура и религия, Повседневная жизнь древних греков, Олимпийские игры.
2. Индивидуальные задания на урок для слабых учеников (карточки с понятиями, названиями – заполняются в течении урока).
4. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие вместе с греками на территорию Украины. В давние времена греки совершали далекие путешествия, основывая новые колонии.
- Давайте вспомним, какими были причины колонизации в Древней Греции (слайд 2)
- в Греции ощущалась острая нехватка земли из-за перенаселения полисов и возникала угроза голода;
- шла ожесточенная борьба между знатью и демосом, и проигравшая сторона вынуждена была покидать свой полис;
- шла ожесточенная борьба между знатью и демосом, и проигравшая сторона вынуждена была покидать свой полис.
- А какие же территории облюбовали греки во время своих путешествий (слайд 3)
- побережье Средиземного моря;
- побережье Черного моря и Азов (слайд 4)
Греки расселись вокруг моря, как лягушки среди болота (Сократ)
- Где же основывали свои поселения греки, каковы их особенности? Вспомните, и дайте ответ, опираясь на представленную иллюстрацию (слайд 5)
- греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой
- греки укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов
- Вспомните, что было основой жизни древнегреческих полисов? Правильно торговля.
- Что же привозили греки в колонии? (слайд 6)
- оливковое масло, вино
- изделия ремесла: оружия, посуду, мраморные статуи, вазы.
- А что же вывозили из колоний? (слайд 7)
- пшеницу, мед
- рабов
- шкуры животных
- скот.
Как вы, наверное, помните, каждое поселение имело свой материнский город или по-другому? (метрополию). Города, основанные греками на побережье Черного моря, тоже имели свои метрополии, рассмотрим три основных: (слайд 8)
- основателем Ольвии был город Милет, расположенный на п-ове Малая Азия
- город Херсонес, основала Гераклея, кстати это ее единственная колония
- Пантикапей – основал тоже город Милет, который был одним из самых плодовитых в создании колоний.
Чем же привлекало Северное Причерноморье? (слайд 9) Рассмотрите иллюстрации греческого побережья и района, где располагалась Ольвия.
- берег моря с удобной бухтой и плодородной землей
Греки давали интересные названия своим колониям: Ольвия – счастливая, Херсонес – полуостров, Пантикапей – рыбный путь.
- Как вы думаете, что подтолкнуло греков, дать такие названия?
Обратите внимание на реконструкцию греческих городов на побережье Черного моря (слайд 10)
- Что они вам напоминают по своей структуре? Какой вывод можно сделать?
Греки, основывая свои колонии, не забывали и о своих гражданских традициях (слайд 11) Давайте обратимся к вашему учебнику – стр. 178, для ознакомления с текстом присяги жителей Херсонеса.
- Кому поклонялись жители Херсонеса?
- Причисляли ли себя херсонеситы к грекам?
- Какие из утверждений можно было бы взять современным украинцам?
Немаловажным для развития греческих колоний, была и деятельность философов (слайд 12, 13) : Анахарсиса Скифского, Биона Борисфенского
- Ø Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
- Ø Безопасные корабли - это вытащенные на берег.
- Ø Лучше иметь одного друга настоящего, чем много плохих.
- Ø Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.
Бион
- Ø Царство красоты может быть уничтожено одним волоском.
- Ø Великое несчастье - неумение переносить несчастье.
- Ø Уродливая жена будет тебе наказанием, красивая общим достоянием.
- Ø Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.
- Ø Не скупой владеет богатством, а богатство — скупым.
- Ø Бесполезно в горе рвать волосы — лысиной печаль не излечишь
- Какие из этих изречений на ваш взгляд, можно применить и в современном мире?
Какие черты общегреческой культуры сохраняли греки-колонисты? (слайд 14)
- керамика
- архитектура
- верования
- демократия
Ольвия, Херсонес, Пантикапей – не были единственными на побережье Черного моря и Азова, давайте посмотрим, какие еще колонии, греки основывали на территории современной Украины (слайд 15-17)
5. Обобщение и систематизация изученного материала.
Исторический диктант.
1. Как греки называли в древности Черное море (Понт Эвскинский)
2. Что в переводе означает Ольвия (счастливая)
3. Какая метрополия стал основательницей Ольвии и Пантикапея? (Милет)
4. Жители, какого города принимали присягу? (Херсонеса)
5. Как греки называли реку Днепр (Борисфен)
Взаимопроверка.
Выставление оценок за урок.
6. Домашнее задание.
п. 37
Автор- Теменко Олена Вікторівна, вчитель вищої категорії КЗ "ЛНВК загальноосвітня школа-ліцей № 24".
Матеріал складається з конспекту урока для 6 класу за темою "Античні міста-держави в Північному Причорномор*Ї" та презентації до нього.