Выступление на методсовете.
Имидж современного педагога.
Имидж педагога – это жизненно эффективный образ, который существует во внутреннем мире и дает позитивные результаты в реальной жизни человека. Позитивный имидж способствует творческим успехам, счастью и здоровью. В имидже проявляются характерные черты личности человека. Этот образ составляется в соответствии с представлениями педагога об идеальной манере профессиональной деятельности, общения, внешнего вида.
Под имиджем понимают систему, состоящую из двух компонентов:
1)внешнего вида;
2)внутреннего содержания.
Внешний вид определяется индивидуальным стиле педагога, практическим применением знаний о деловом стиле одежды, использованием науки о цвете. Если внешность привлекательна, то можно привлечь аудиторию еще до тех пор, как произнесешь первое слово. Учитель с творческим подходом к своей профессиональной деятельности учитывает все нюансы своего образа: уверенную походку, выразительные жесты, умело подобранную одежду, что неизменно работает на авторитет учителя.
Внутреннее содержание предполагает знание основ ораторского искусства, рационального поведения в конфликтных ситуациях, умение использовать юмор.
Учителя с высоким имиджем и соответствующим уровнем педагогической культуры характеризуют такие позиции:
- любовь к детям, защита их прав и интересов, забота об их здоровье, проявление уважения к каждому;
- авторитет среди детей и родителей;
- способствует развитию личности ребенка, ее активности;
- знает психологию ученика, умеет анализировать причины неадекватного поведения ученика, способен принимать решения, прогнозировать последствия;
- интересуется достижениями психолого-педагогической науки, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету ,вызывает у учеников интерес к предмету, умет разрабатывать оригинальные технологии обучения;
- способен увидеть свою работу в целом, сделать ее предметом практического преобразования;
- рассматривает трудности, как стимул для дальнейшего развития;
- творчески подходит к процессу обучения и воспитания, постоянно совершенствует свою деятельность, постоянно экспериментирует, оказывает методическую помощь коллегам;
- имеет авторские методические разработки;
- проявляет высокую культуру поведения, занимается профессиональным самообразованием и самовоспитанием.
Для формирования педагогического имиджа можно выделить следующие этапы:
1-й этап – создание образа на основе наблюдений, литературных источников, взглядов и суждений других людей. Этот образ проигрывается в сознании учителя, анализируются все его позитивные и негативные моменты.
2-й этап – построение ролевого образа и последовательное овладение им на основе закономерностей и рекомендаций театральной педагогики, практическое «вживание» учителя в представляемый образ.
3-й этап – претворение вымышленного образа в профессиональную деятельность учителя.
Становление имиджа невозможно без самоанализа, как принципа мышления человека, направленного на умение посмотреть на свою работу с позиции другого человека. Педагогический самоанализ определяет отношение учителя к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Самоанализ связан с высоким уровнем творчества, мастерства, компетентности в профессиональной деятельности. Значение самоанализа выражается в том, что он способствует поиску новых форм и методов работы, необходимых для формирования исследовательского подхода учителя к собственной профессиональной деятельности.
Подготовила Еремия Л.В.
УВК «Школа-гимназия» № 3, п. Нижнегорский, 2009 г.