Учительський Журнал он-лайн

 
Учительський Журнал он-лайн

Урок розвитку мовлення. 4 клас

Друк

Написання твору "Рання осінь"

Вкладення:
Скачать этот файл (Презентация1.pptx)додаток 1[ ]4881 Kb
Скачать этот файл (Урок розвитку мовлення.docx)урок[Тема. Написання твору « Рання осінь».]28 Kb
 

Открытый урок "Решение уравнений"

Друк

Урок рассчитан на проведение в 6 классе. Раздел "Рациональные числа и действия над ними". Содержание урока соответствует требованиям учебной программы. Тип урока - закрепление знаний и умений. Методы обучения: игровой, взаимопроверка, фронтальная работа, использование ИКТ. Урок с использованием элементов игры, наглядности и технических средств обучения (презентация, математическое лото, карточки отстающим). Формы обучения - фронтальная (коллективная) и индивидуальная. В уроке учитывается самостоятельная работа учеников, взаимопроверка, работа по образцу. Используется дифференцированный подход.

Вкладення:
Скачать этот файл (Решение уравнений.rar)Открытый урок "Решение уравнений"[Открытый урок "решение уравнений"]13880 Kb
Останнє оновлення на П'ятниця, 26 вересня 2014, 10:23
 

Вимоги до робочих органів с/г машин

Друк

Сидорук Інна Миколаївна

Розробка уроку

 

Сигнали світлофорів

Друк

Муха Володимир Васильович

Розробка уроку

Вкладення:
Скачать этот файл (Сигнали світлофорів.doc)Сигнали світлофорів.doc[ ]669 Kb
 

Роль гендерных стереотипов в межличносном восприятии

Друк

Тема: „Роль гендерных стереотипов в межличностном восприятии.”

Федорова Лина Анатольевна

Зададимся на мгновение вечным вопросом: “Что делает человека человеком” Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ, скорее всего, будет звучать так: общение. Важнейшей стороной общения является процесс восприятия или  перцепция.  В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход  понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и  конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день   является определение Г.Олпорта: «Установка есть состояние психонервной  готовности, сложившееся  на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» (цит. по Шихиреву, 1999). На базе  установки формируется стереотип как образное эмоциональное представление о социальном объекте. В данной работе нас главным образом будет  интересовать  особая разновидность  социального стереотипа, а именно, стереотип  гендерный.

Социальные стереотипы создают единое культурное пространство, в котором существует общество, и изначально они несут позитивный заряд, создавая платформу и задавая границы развития данного социума. Однако рано или поздно общество перерастает эти рамки, выходит на новый уровень, и стереотипы меняют свой положительный знак на отрицательный, становясь на пути поступательного развития.

Социальная психология гендера является  огромным  полем  для  изучения установок,   предрассудков,   дискриминации,   социального   восприятия    и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Одним из наиболее распространенных объектов стереопизации является распределение женских и мужских ролей в обществе. Должна ли женщина быть только женой и матерью, или она имеет право, с точки зрения окружающих, и на жизнь за пределами этого замкнутого круга, возможность для реализации в других сферах. Может ли современный мужчина дотянутся до планки, установленной обществом, или же он бесплодно пытается достичь ее на протяжении всей жизни, мучаясь от комплекса неполноценности и нереализованности.

Разрушение гендерных стереотипов – это двусторонний процесс. Не только общество должно изменить свое отношение к роли женщины и создать условия для равноправного участия мужчин и женщин в экономической, политической, социально-культурной сферах, но и самим женщинам необходимо обрести веру в себя, ощущение перспективы и возможности реализации своего потенциала. Это возможно только если перед глазами будут примеры успешной реализации женщин в профессиональной сфере.

Актуальность темы исследования состоит в том, что с одной стороны, различие мужчин и женщин является самым фундаментальным различием между индивидуумами, принадлежащими к виду homo sapiens (как показали исследования, именно это отличие, прежде всего, фиксируется и запоминается человеком [7],  с другой стороны, сейчас идет процесс изменения и сближения гендерных ролей. Наблюдается тенденция андрогинии – проявления у женщин "мужских" черт характера, а у мужчин - «женских». Причем если раньше эта тенденция вызывала и у психологов, и в обществе в целом беспокойство, то в последние годы эта тенденция рассматривается как нормальная и положительная [7].

Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн, К. Бьерквист, X. Джин, А. Игли, Д. Кандиоти, Г. Коои, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон., К. Уэст и Д. Зиммерман и др.), так и отечественными исследователями (Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, И.С. Клецина, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и   др.).

М. А. Бендюков, выступая на заседании Санкт-Петербургского психологического клуба, в качестве первой из существующих в психологии "табуированных проблем", исследованию которых уделяется слишком мало внимания, назвал проблему гендерных особенностей.

Понятие пола и гендера в современной психологии

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Впервые это понятие в научную литературу ввел американский педагог Дж. Скотт (Joan Scott), для того, чтобы показать различия социально – ролевых отношений женщин и мужчин. Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин [12]. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня, очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское /маскулинное"  считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина".

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную ассиметрию и иерархию власти.

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения "естественных" различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу. [4]

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

 

Роль социализации в формировании гендерных стереотипов.

Почему до сих пор торжествовало "мужское начало". Ответ на этот вопрос следует искать в истории эволюции человечества. С точки зрения эволюции, историю человечества можно разделить на два периода: первый, когда дарвиновский естественный отбор обеспечивал приспособление человека к изменяющимся условиям и социальным формам образа жизни, и второй, когда естественный отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. По-видимому, второй период наступил примерно 20 тысяч лет тому назад, в результате чего человек как биологическое существо оказался "законсервированным" на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Соответственно, биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям:  мужчина - охотник и воин, мужественный, агрессивный, сильный, склонный к риску, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений,  женщина - воспитательница детей, хранительница очага - женственная, сострадающая, заботливая, мягкая (мы перечислили здесь качества человека, считающиеся, согласно социологическим опросам, в большей степени свойственными мужчинам и женщинам). Вместо медленной биологической эволюции человека стала действовать стремительная социальная эволюция, которая поддерживала доминирование у человека уже как социального существа именно мужских качеств. Поэтому не удивительно, что до сих пор мир жил и продолжает жить по "мужским законам" - законам военного времени, правилам соревновательных командных игр. Основные особенности игры: игра имеет начало и конец, игра протекает по жестким правилам, не меняющимся во время игры, в игре есть победители и побежденные. И именно к таким играм, в которых главное: действие, соревнование - с детства привыкают мальчики. Семейная жизнь, в которой женщины играют доминирующую роль, имеет совершенно противоположные особенности: она продолжается непрерывно, правила являются гибкими и изменяются в соответствии с меняющимися условиями, в ней нет победителей и побежденных. Именно таковы игры девочек, в которых, главный объект игры - человек, которого имитирует кукла. В настоящее время в мужском мире женщинам, чтобы достичь успеха в сферах, в наибольшей степени определяющих современное развитие общества (политика, бизнес, управление в гражданской и военной сфере), приходится отказываться от своего биологического женского начала и играть по мужским правилам.

Однако, согласно Карлу Густаву Юнгу, у мужчины имеется анима - бессознательная женская стороны личности мужчины, а у женщины анимус - бессознательная мужская сторона личности женщины. Юнг пишет: "Молодые люди могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии главное - быть мужчиной. ... После середины жизни потеря анимы ведет к снижению жизненности, гибкости, подвижности, доброты - появляется ригидность, сварливость, стереотипность, фанатизм, упрямство, педантичность и в то же время безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность и, в конечном итоге, детская раздражительность со склонностью к алкоголю" [13].

Надо отметить, что такая разница в соотношении мужского и женского начала в человеке в разные периоды жизни определяется и эволюционными причинами - ведь естественный отбор, содействовавший закреплению гендерных ролей первобытного племени, "работал" только по отношению к молодым особям - даже до 30 лет первобытный человек, как правило, не доживал. Поэтому жизнь в зрелом возрасте, если не после 30, то после 40-50, лет является в какой-то степени для современного человека жизнью после срока, отведенного ему существовавшими тогда условиями, и в гораздо большей степени зависит от социальных условий и поддается целенаправленному изменению. Думается, что вывод Юнга можно распространить и на человечество в целом. Если считать предыдущий период его развития молодостью, то доминирование мужского начала было естественным. Вступая же в период зрелости, человечество, должно в полной мере задействовать свое женское начало.

С этой точки зрения, происходящий в наиболее промышленно развитых странах мира процесс изменения традиционных гендерных ролей, основной вектор которого направлен в сторону андрогинии и возрастания в мировой и национальной политике подходов, ассоциируемых с чертами не мужского, а женского характера, следует считать закономерным, так как следование традиционным мужским ценностям в современном постиндустриальном информационном обществе, стоящем перед лицом реальных глобальных угроз, это: перенаселение, нарушение природного равновесия, усиление терроризма; приводит не к уменьшению, а к увеличению этих угроз. В то же время естественное изменение гендерных ролей не может проходить безболезненно, так как оно наталкивается на подсознательное сопротивление, связанное с биологическими механизмами, которые содействуют принятию гендерных ролей, отвечающих условиям жизни первобытного племени. Кроме того, система воспитания также содействует закреплению традиционных гендерных ролей. Столкнувшись с реалиями современного мира, в котором гендерные роли изменились, подростки испытывают дополнительный психологический дискомфорт.

Процесс конвергенции гендерных ролей повышает значимость индивидуальных качеств мужчин и женщин.  Место человека в обществе, его социальная роль все в большей степени определяется не полом человека, а его личными качествами.  На формирование же этих качеств и на особенности их проявления существенное влияние оказывает соционический тип человека. Подавляющее же число исследований в области гендерных отношений носят статистический характер и не учитывают существования значительных типологических и индивидуальных различий, во многих отношениях более существенных, чем гендерные различия [13].

Выделяют бинарные оппозиции, которые стереотипно предписываются мужчине и женщине: 1. логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность; 2. инструментальность – экспрессивность,  сознательность – бессознательность; 3. власть – подчинение; 4. порядок – хаос; 5. независимость, индивидуальность – близость, коллективность; 6. сила Я – слабость Я; 7. импульсивность, активность – статичность, пассивность; 8. непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм.

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью... мужчина более рационален» [14]. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» [8]. В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.  Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В.Ф. Эрн.

Инструментальностъ - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны. К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский и др.

Власть - подчинение. Женскими счита­лись также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское, и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»» [20]. С.Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения... Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности  своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства-подчинения рассматривают также психоана­литики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Порядок - хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении   порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисци­плинирует, организует, постольку оно есть начало порядка» [6]. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В.Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устояв­шихся традиций они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой [28]. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов [5] утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Сила Я - слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине». К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому  Я». П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское - с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека», где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропо­логический и личный.

Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный» [6].

Импульсивность, активность - статич­ность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое, женское, и сильное «мужское» семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина - принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» - «неверность» [14].

Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но, можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской - женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологи­ческом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в, то, же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» [9]. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принима­ющей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских. На основе деления современной психологией мужчин и женщин на четыре полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.

Гендерный подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества. [12] Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Осознание этого и есть гендерный подход.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека начиная уже с самого  рождения и на протяжении всей жизни.

 

Исследования гендерных различий

Мы привыкли считать мужчин и  женщин совершенно разными  существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают  право объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Рассмотрим для примера одно из основных отличий эмоциональность. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы  имеем дело со способностью, понимать эмоциональные состояния других и умением выразить это понимание. На другом нас интересует переживание  самим человеком своих эмоций и его способы эти эмоции выражать.

Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они  заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели  их  эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины  часто оказываются в ситуациях требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания  и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои  эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих - проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям. Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств - потребностей, желаний, собственных интересов. Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не  настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто  более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых  требуется проявление агрессии, будь то в военной или спортивной областях, в то время  как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна. Например, мать, секретарша, учительница.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они  выражают  их по-разному.

 

Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью

В ранних исследованиях, посвященных психологии женщины (Г.Гейманс, П.Е.Астафьев и др.), отражалось наивное житейское представление о том, что женщина должна соответствовать некоему идеалу (сформированному в высшем обществе): быть эмоциональной, загадочной, томной, слабой, заботливой, хорошей матерью – т.е. женственной (и в поведении, и в одежде, и в прическе, и в занятиях). Те, кто отклонялся от этого идеала, подвергались осуждению и остракизму.

Второй этап связан с деятельностью З.Фрейда и, позднее, его последователей и охватывает период с 1920-х по 1970-е гг. В своей работе «Женственность» (это название можно считать символичным) Фрейд изобразил женщин завидующими мужской анатомии (так называемый комплекс кастрации) и заключил, что «фемининными» чертами являются пассивность, зависимость и склонность к подчинению.

Третий этап-70-80-е гг. XX в. Этот этап связан с именем двух женщин – Сандры Бэм и Джудит Спенс. Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогинии.

В 1974 г. Сандра Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием феминниных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и «андрогинных», т. е. тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и феминниных характеристик.

В 1975 г. Джудит Спенс подвергла критике операциональное определение андрогинии, сделанное Бэм, и предложила другой показатель: андрогинность – это сочетание высокой маскулинности и высокой феминниности. Это совершенно иное понимание андрогинии. В общей сложности ею было выделено 4 типа людей: типичные мужчины, типичные женщины, андрогинные личности и недифференцированные личности с низким показателями маскулинности и феминниности.

Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в ХХ в., но остается популярным до сих пор, особенно у мужчин: женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.

Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной  женской ролью в наше время является то, что работающая женщина  продолжает нести бремя домашних забот и ответственности за детей.

По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40%  домашней работы, белые мужчины – 34%, а  мужчины испанского  происхождения - 36%. Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.

В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях  по сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что мужские гендерные стереотипы включают в себя  больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.

Женщины, пытающиеся сделать карьеру, иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок». Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше  которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».

Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома немного больше чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха.

Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жизни заслуживает то, что получает и получает, то, что заслуживает. Нам необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно себя вести. Эта концепция «такова жизнь»,по выражению социального психолога М.ДЖ.Лернер, часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное социально неравенство, о котором мы говорим. Эта концепция так же  приводит к возникновению негативных  стереотипов, когда женщины рассматриваются как «слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы, которую мы эксплуатируем, так что бы эту эксплуатацию можно было рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией. Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что «все в порядке, просто жизнь такова» и  не надо ничего менять. Далее мы увидим, что традиционное разделение ролей на мужчин и женщин  служит плохую службу так же и мужчинам.

 

Ограничения, накладываемые мужской ролью

На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная  мужская роль. Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей.

В 1974 г. Э. Маккоби и К. Джекин, изучив более 2000 книг и статей об отражении биологических половых различий в социальном поведении, интеллектуальных способностях и мотивах, выделили три группы различий:

- достоверные: большая агрессивность у мужчин, их превосходство в математических и пространственно-зрительных операциях, более высокие языковые способности женщин;

- сомнительные: различия у мужчин и женщин в послушности и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, общем уровне активности, соревновательности, тактильной чувствительности;

- не подтвердились: для женщин – определяющее влияние среды на их развитее, большие внушаемость и социальность, успешность в требующих стандартного решения заданиях, меньшие самоуважение и потребность в достижениях, преимущественное развитие слухового анализатора; для мужчин – определяющее влияние наследственности на их развитие, более высокие успехи в сложных и нестандартных заданиях, аналитический познавательный стиль, преимущественное развитие зрительного анализатора.

Ряд ученых (И.С. Кон, В.Е. Каган) отмечают некоторые недостатки работы Э. Маккоби и К. Джекин: во- первых, разнородность рассмотренных характеристик, а во- вторых- то, что неподтвержденность различий еще не означает их отсутствие [19].

Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других. Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор – это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских  занятий и видов деятельности (норма антиженственности).

Норма успешности (статус) - гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100%  ей соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может  наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём  и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается.

Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны  сидят дома и не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье – исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так  как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19 минут по выходным.

Компенсация чувства несостоятельности, в профессиональной и экономической сферах – называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем  самым, компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является твёрдость (жёсткость).

Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной.

Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму. Самооценка  мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится.  Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по мужски,  или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень часто имеют заниженную самооценку  и  низкий социоэкономический статус, лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия  над женщинами- это компенсаторная мужественность.

Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается  признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он.

Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии  разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.

Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны  и  имеют меньше подлинно близких отношений. Отношения между мужчинами  характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью,  меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между  женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней  мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.

Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень  важная часть функционирования человека в качестве родителя- это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать  ребенка  и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему, или нет.

Существует предположение, что страх женственности, фемифобия,  происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным  контекстом, который обычно приписывает  гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.

Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или, когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет, в его репертуаре, или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской   гендерно-ролевой стресс. Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.

Более общую идею выдвинул О’Нил  в 1990 году, который говорил о гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из  традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него  давление за нарушение норм мужественности, или, когда он подавляет себя или окружающих из-за того, что они не стараются соответствовать роли.

Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:

1. Ограничение эмоциональности - трудность в выражении своих собственных эмоций или отрицание права других выражать эмоции.

2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о последних.

3. Социализация контроля, власти и соревнования.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.

6.  Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не правильного образа жизни.

Этот конфликт отражается как во внутриличностной, так и в межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное насилие - все это возможные результаты  гендерно-ролевого конфликта.

 

Гендер в разных культурах

Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникаций.

Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс-культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс-культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других  культур. Другая причина – желание  избежать предположения, что если  что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и  типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением  культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а  кросс-культурная психология поможет определить, до какой степени  психологические процессы меняются под влиянием разных культур.

Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры:

1. Разделение труда по половому признаку.

2. Убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами.

3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек.

4. Меньшая власть и более низкий статус женщин.

Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины  и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ, выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести  Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными  специалистами  по  земледелию являются женщины, а во второй мужчины.

В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования, большую роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции  включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.

Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где  не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества.  В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению  индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться  большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.

Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к  переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.

 

Негативная роль гендерных стереотипов

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие. Дж. Плек (J. Pleck, 1978) даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей. Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Так, К. Мартин (1990) в первой группе предложил мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из 40 предложенных - среди которых были "типично мужские", "типично женские" и "нейтральные" - они обладают. Во второй группе мужчинам и женщинам было предложено определить, какому проценту мужчин и женщин присуще каждое из 40 качеств. В первой группе, где опрашиваемые оценивали сами себя, половые различия выявились только по пяти качествам: эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость. Во второй группе различия между мужчинами и женщинами обнаружились по всем качествам. Показано, однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются преуменьшить (Eagly, Mladnic, 1989).

Второй отрицательный эффект половых стереотипов - это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Дж. Кондри и С. Кондри (J. Condry, S. Condry, 1976) проделали любопытный эксперимент: испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок - мальчик, а другой половине - что девочка. В одном из показанных эпизодов ребенок начинал кричать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его "рассерженным", а те, кто считал ребенка девочкой, воспринимали ее "испугавшейся".

Опрос родителей, проведенный через сутки после рождения ребенка, показал, что девочки воспринимались более мягкими, миловидными, более похожими на мать; при этом отцы были более стереотипными в таких оценках (J. Rubin et al., 1974).

Маленькие девочки, по мнению взрослых, имеют более приятную внешность, чем мальчики. Миловидных младенцев в большинстве случаев считают девочками (K. Hildebrand, H. Fitzgerald, 1979).

Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.

Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола. К. Смит и Л. Барклай (K. Smith, L. Barclay, 1979) показали, что одного и того же ребенка пятилетние дети описывали как большого, некрасивого, шумного и сильного, если считали его мальчиком, и как красивую, спокойную, слабую, если считали его девочкой.

Сходный эффект выявлен и при оценке родителями способностей своих детей. Экклз (Eccles, 1984) показала, что родители, исходя из существующего стереотипа, оценивали способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой.

В исследованиях ряда авторов показано, что родители объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек - их старанием. Вероятно, это действительно может иметь место, но не всегда.

Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: "Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!" Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. Вильямс и Бест (Williams, Best, 1986) установили, что женщины неизменно демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем-то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. М. Джекмен и М. Сентер (M. Jackman, M. Senter, 1981) выявили, что только 22 % мужчин считают, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78 % соотношение тех, кто считает более эмоциональными женщин, и тех, кто считает более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными.

Для лица мужского пола прослезиться - значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности (J. O'Neil,1990). Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.

Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом стала всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в рабыню мужских желаний, стала занимать подчиненное положение по отношению к мужчине.

„Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление... Первое послание к Тимофею, 2, 11-14”

Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как "бессильного мужчину" вследствие какого-то недостатка. Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В индийских "Законах Ману" говорится, что в детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям и что женщина никогда не должна быть свободна от подчинения. В Коране написано, что мужья стоят над женами за то, что Аллах дал первым преимущество над вторыми. В Библии можно прочитать: "Да убоится жена мужа своего", "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу".   „Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы, если бы рабою, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил ее из ребра. Св. Августин”

В христианском учении женщина - это источник зла, корень всех грехов, "ворота, через которые входит дьявол"; ведь именно из-за Евы началось грехопадение человечества в лице Адама. Неслучайно именно женщины составили основной контингент жертв инквизиции. Римский поэт Ювенал в своей сатире говорил, что нет тяжбы, в которой причиной ссоры не являлась бы женщина. Всем известно выражение Cherches la femme - ищите женщину. Так, по слухам, говаривал в XVIII в. поручик парижской сыскной полиции Габриель де Сартин в тех случаях, когда не удавалось найти мотив того или иного преступления. С тех пор это принцип неоднократно декларировался в литературных произведениях: у Александра Дюма-отца в романе "Могикане Парижа", где женщины обличались как виновницы всех несчастий, у И. С. Тургенева в романе "Рудин", где Пигасов при рассказах о катастрофах и бедствиях спрашивал "А как ее зовут?", подразумевая женщину, по вине которой случилась беда.

Ж.-Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость. Естественным предназначением женщины он считал нравиться мужчине.

Неудивительно, что когда Французская революция, ставившая своей задачей уничтожение всякого неравенства, провозгласила Декларацию прав человека и гражданина, в ней не нашлось места женщинам. Поэтому в 1789 г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки, требуя распространить права человека и политические права и на женщин.

 

Идентификация со своим полом, имеющая столь глубокое проникновение в самосознание личности, что она интегрирует по всем звеньям самосознания (неправильное определение доминирующего пола у гермафродитов и др.) - тяжелая травма для человека, требующая тонкого психологического сопровождения.

Поэтому очень важным является факт воспитания ребенка в соответствии с его полом, с детства мальчикам и девочкам должны прививаться навыки общения с противоположным полом.

Окончание второго тысячелетия ознаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека  - «гендер». Гендер - не имеет окончательного определения, его рассматривают как целый комплекс понятий, что является не недостатком или проблемой, а скорее особенностью самого понятия.

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Все более остро актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней.

На мой взгляд, общество уже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина и женщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденция в развитии гендерных исследований в социологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две «половинки» единого целого. Уже в детстве человек представляет себя среди других людей как будущий мужчина или как будущая женщина, как мальчик или как девочка.

На сколько же велика разница  между мужчинами и женщинами. Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не так уж велики, как принято считать. Мы  никак не  можем со стопроцентной  уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать  биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество  внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей  и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания.

Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли,  быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко  не  всегда  соглашаясь  с тем что, предписывает нам общество.

Как уже было сказано, ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы  включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным  поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть  сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству. Гендерные различия восприятия положения мужчин и женщин различно по всем параметрам, за исключением, пожалуй, семейных отношений. Женщины гораздо более ориентированы на гендерно-равноправные отношения, чем мужчины, которые в большей степени склоняются к традиционной модели распределения гендерных ролей. Социально-демографические характеристики (за исключением пола и возраста) не оказывают заметного влияния на восприятие и стереопизацию населением гендерной ситуации. Данная ситуация может быть объяснена тем, что в обществе происходит постепенный переход от “материальных ценностей”, в системе координат которых социально-демографические характеристики, и в первую очередь, финансовое положение и статус, формировали восприятие человека, к системе нематериальных ценностей. Мужчины более склонны культивировать в женщинах качества, необходимые для семейной жизни, чем этого хотят сами женщины. Женщины более ориентированы на реализацию в профессиональной сфере, чем этого ожидают от них мужчины. Отсутствие единого взгляда на гендерную ситуацию и распределение гендерных ролей приводит к усугублению прав женщин на самореализацию, прежде всего, в профессиональной сфере.

Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью  и  выполняют другие виды  работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин  несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это  делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические  проблемы / В.С.Агеев – М., 1990.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов /
В.С.Агеев // Вопросы психологии. –1986. – № 1.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999.

4. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И.  Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. Москва. 2000.

6. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Москва. 1993.

7. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-Еврознак, 2001.

8. Булгаков С. Н. Тихие думы. Москва. 1996.

9. Бадентэр Э. Мужская сущность. Москва. 1995.

10. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке   личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и   общество: (ученые записки НИИКСИ). – Л.: изд-во Л. ун-т. – вып. 9. – 1971.

11. Демьянков В.З. Стереотип / Демьянков В.З. // Краткий словарь
когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

12. Денисова А. А. Словарь гендерных терминов. Москва. Информация - ХХ1 век. 2002.

13. В.В.Зеленский. Аналитическая психология. Словарь. СПб.: ЮСК, 1996.

14. Зиммель Г. Женская культура. Т. 2. Созерцание жизни. Москва. 1996.

15. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

16. Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск. 1989.
17.Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. – СПб.: Питер, 2001.
18. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. – СПб.: ПРАЙМ-
ЕВРОЗНАК, 2002.

19. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. Е.А. Кроткова. М.: Центр, 1996.

20. Розанов В. В. Религия  и культура // Сборник сочинений. Т. 1. Москва. 1995.
21. Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. – М., 1993.
22. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Т.Г.Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987.
23. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. / Стефаненко Т.Г. – М., 2000.

24. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.
25. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки /
Д.Н.Узнадзе // Психологические исследования. – М., 1966.
26. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" М.: МЦГИ, 2000.

27. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

28.Штейнберг У. Конфликты, связанные с мужской идентичностью. Москва. 1998.

 

 

 

Конспект уроку ВОДИ СУХОДОЛУ ПІВДЕННОЇ АМЕРИКИ. НАЙБІЛЬШІ РІЧКОВІ СИСТЕМИ. ПРАКТИЧНА РОБОТА № 8

Друк

Макарова Людмила Григорівна, учитель географії Прилуцької гімназії №1 ім. Георгія Вороного, Чернігівська обл.

Конспект уроку розкриває тему про води суходолу Південної Америки. Учні мають змогу закріпити свої знання, виконавши практичну роботу.

Вкладення:
Скачать этот файл (Тема 4.doc)Тема 4.doc[ ]59 Kb
 

Конспект уроку на тему " ГЕОЛОГІЧНА БУДОВА ТА ОСНОВНІ ФОРМИ РЕЛЬЄФУ ПІВДЕННОЇ АМЕРИКИ".

Друк

Макарова Людмила Григорівна, учитель географії Прилуцької гімназії №1 ім. Георгія Вороного, Чернігівська обл.

Конспект уроку з географії для учнів 7 класу  містить інформацію про геологічну будову та закономірності поширення корисних копалин на материку Південна Америка. Матеріал поданий з використанням інноваційних технологій, які урізноманітнюють та зацікавлюють роботу учнів на уроці.

Вкладення:
Скачать этот файл (Тема 2..doc)Тема 2..doc[ ]64 Kb
 


Сторінка 767 з 3740


Новий сайт

Шановні користувачі та гості сайту .

Ми підготували для вас новий, яскравий і зручний сайт на якому ви зможете не тільки розповідати про свої розробки уроків і замовити сертифікати, але і з користю провести час зі своїми друзями та колегами в соціальній мережі , пограти в цікаві ігри та інш. Ми щойно запустили цей проект, встигніть пройти реєстрацію в числі перших і Ви зможете отримати унікальне і красиве посилання на свій профіль.

http://teacherjournal.in.ua/



Сплата online


Пошук

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail: ua.teacherjournal@gmail.com

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 

Лічильник

Проверка сайта

© 2012 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2015 Учительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.